Начало христианского бытия
Распространение христианства в западнорусских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки
этого явления - в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного.
В земли Белой Руси - в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами.
Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Затем христианство приняла высшая
знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира), поставленного на княжение в
Полоцке в 992 году.
Именно эта дата стала началом бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. С принятием христианства начался
основополагающий этап Белорусского государственного строительства.
Духовная жизнь в Белой Руси XII века зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как преподобная
игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии
Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) -
образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще
при жизни именования "Златослова".
В половине XII века Русь постигло величайшее бедствие: нашествием монголо-татарского полчища Батыя началось трехвековое
"Татарское иго".
Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических
обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя
воспреемницей древней Киевской кафедры.
В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году
Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого
правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним
святительским омофором и единой княжеской властью.
В этот период в 1347 году трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда - Антоний, Евстафий и Иоанн - приняли
мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о сложных
взаимоотношениях между православным народом и правителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и
принадлежность к Православию долго оставалась лишь аргументом и политическим обстоятельством в борьбе за власть и сферы
влияния.
В 1364 году митрополит Московский Алексий установил во всей Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников,
чьи мощи Господь благословил нетлением.
После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился
открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал этот шаг для предотвращения возможных смут и междоусобной
войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.
|