1 февраля 2011 г. в редакции газеты «СБ — Беларусь сегодня» состоялся круглый стол на тему «Смертная казнь: за и против». Участие в обсуждении приняли: председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко; начальник уголовно-исполнительного факультета Академии МВД РБ, кандидат психологических наук Виталий Стуканов; преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин; юрист Республиканского общественного объединения «Клуб любящих отцов» Власта Олексюк; заведующий кафедрой психологии факультета философии и социальных наук БГУ, доктор психологических наук, профессор Игорь Фурманов. Модератором круглого стола выступил специальный корреспондент политического отдела «СБ» Иван Кириленко.
Как констатировал в ходе разговора Виталий Стуканов, в научных кругах преобладает отрицательное отношение к смертной казни. Сторонниками этой меры наказания в основном являются рядовые граждане, обыватели, склонные к сближению понятий справедливости и мести. «К сожалению, мышление народных масс не является гуманистическим», — заметил Игорь Фурманов, указывая на проблематичность такого источника статуса смертной казни, как референдум.
«Всемогущество Божие — это не только основа бытия и многообразия тварного мира, но и нравственная категория, — отметил протоиерей Сергий Лепин. — Иногда миссией священника становится сказать человеку, совершившему преступление: общество не простит и не должно прощать тебя за то, что ты сделал, но Бог может тебя простить».
По мнению Власты Олексюк, страх смерти способен стать сдерживающим фактором для потенциального преступника. Выступавшая отметила также, что в условиях лишения свободы осужденные зачастую «накапливают агрессию», что может в дальнейшем стать залогом рецидива.
Среди особо тревожных на круглом столе было упомянуто то обстоятельство, что в ряде случаев приговоренные к пожизненному заключению выходят на свободу. «Возможно, стоит не искать доводы в поддержку смертной казни, а задаться вопросом: как сделать пожизненное заключение действительно пожизненным?» — полагает Николай Самосейко. С точки зрения депутата, уровень преступности в обществе не зависит от наличия или отсутствия смертной казни.
Участники встречи были едины в том, что возможная отмена смертной казни или мораторий на исполнение смертных приговоров должны представлять собой не единичный акт, а часть комплекса мер, направленных на оздоровление уголовно-исправительной системы.
Справка Church.By:
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» относительно смертной казни говорится:
«Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества» (IX, 3).
Республика Беларусь — единственное государство в Европе, где применяется смертная казнь. В Конституции Беларуси (ст. 24) указано: «Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда». В ноябре 1996 г. был проведён республиканский референдум, в число вопросов которого был включён вопрос об отмене смертной казни. Против отмены смертной казни проголосовало 80,44 % избирателей. В 2010 г. к смертной казни в Беларуси было приговорено 2 человека.