школы
 Минская духовная Семинария
 Минская духовная Академия
 Институт теологии БГУ
 Минское духовное училище
 Регентская школа
Навигатор: школы / Минская духовная Семинария

Минская духовная семинария

Геополитическое положение [белорусского] края и усугубившееся в XVI столетии православно-католическое противостояние всегда требовало особенной богословской подготовленности от православных пастырей и пасомых.

Эта потребность выливалась в создание братств, а посредством их — школ и училищ, представители которых очень живо реагировали на религиозно-нравственное положение общества.

С началом разделов Речи Посполитой (1772–1795), поводом для которых в определенной степени было непрерывное насилие католиков над православными, возникла потребность в подготовке возвращения униатов в лоно Православной Церкви.

«Воссоединение любовью» могло произойти только в результате духовно-просветительской деятельности духовных учебных заведений. В этих целях и была открыта в городе Слуцке в 1793 году Минская Духовная семинария, правопреемницей которой является наша Духовная школа. Открывшаяся семинария возникла не на пустом месте. Православная Духовная школа существовала в этом городе уже более двух столетий и имела утвердившиеся традиции. Основал ее игумен Свято-Троице-Сергиева монастыря Артемий, отличавшийся благочестием и богословской образованностью. В Литве, где в это время (ХVI в.) распространился протестантизм, в том числе в крайних формах антитринитарных ересей, игумен Артемий и его школа имели огромное значение: по свидетельству современника, «весь народ русский в Литве не испортился от ереси арианской и лютерской».

Организация обучения имела в себе элементы московско-русской и греческой традиций. В программу Слуцкой Троицкой школы входило изучение грамматики (славянской и греческой), риторики и диалектики по святому Иоанну Дамаскину. Ближайшей задачей школы оставалась подготовка проповедников, потому что проповедь была главным средством в борьбе за веру отцов в Великом княжестве Литовском.

Педагогическая традиция белорусской школы укоренялась в Литургической жизни Церкви. Учащиеся должны были ежедневно присутствовать на монастырских богослужениях. Были созданы кружки, работавшие над переводами святоотеческих и современных полемических творений на церковнославянский и белорусский языки. С течением времени на фоне начавшейся тотальной полонизации населения такая национальная настроенность позволила белорусам осознать и сохранить свою принадлежность к историческому сообществу православных восточно- и южнославянских народов, к цивилизации византийского типа. В целом же облик белорусской Духовной школы формировался как сложный синтез различных влияний и традиций.

В 1840 году с переводом Минской Духовной семинарии из Слуцка в Минск была проведена реформа, целью которой было сближение будущих пастырей с простым народом, чтобы «воспитанники при основательном изучении богословских наук, были способны снисходить к понятиям простого народа... беседовать с ним о спасительных истинах веры языком простым и доступным... и получали такие знания, которые могли бы с пользой употребить в сельском быту, содействовать благосостоянию своих прихожан и приобретали бы тем больше средств для нравственного воздействия на важнейший по многочисленности класс народонаселения» (Пахомов Е.М. Речь на торжественном акте 14 апреля 1895 года). Результаты такой реформы были положительными. После 1840 года в стенах семинарии было подготовлено несколько поколений пастырей, на долю которых выпало осуществить в буквальном смысле подвиг утверждения белорусского народа в Православии.

Но наступил не менее тяжелый период — период безбожных гонений, прекративший деятельность Минской духовной семинарии. Традиции белорусской православной школы некоторое время были продолжены Литовской духовной семинарией, находившейся в Виленском Свято-Троицком монастыре, но с приходом Красной Армии в Западную Беларусь и Прибалтику 1939–1940 годах была закрыта и она.

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви в грозное военное время и ее влияние на народ вынудили сталинское правительство изменить отношение к религии. Началось открытие церквей, а также открытие епархиальных пастырско-богословских курсов, так как на открытие академий и училищ у Церкви пока не было сил. В 1945 году такие курсы были открыты и в Жировичах, а в 1947 году они были преобразованы в Семинарию, руководство которой было поручено архимандриту Митрофану (Гутовскому), наместнику Свято-Успенского Жировичского монастыря. В это время началось строительство трехэтажного здания для размещения учащихся и администрации Минской семинарии, которое было закончено в 1953 году. Первый набор студентов состоял из 12 человек пожилого возраста, почти стариков, а преподавательская корпорация состояла из трех человек; в последующие годы наборы состояли в основном из 40 человек, из которых до выпуска доходило около 25 человек. В сложных материальных условиях, при все более усиливающемся давлении государства Семинария просуществовала до 1963 года. После 1959 года в нее не допускали новых воспитанников, не прописывали студентов и даже не пропускали их в Жировичи.

В 1963 году Минская духовная семинария прекратила свою деятельность почти на три долгих десятилетия. Советское правительство с высоких трибун провозгласило Белоруссию атеистической республикой и пообещало в очень скором будущем сделать белорусский народ тотально неверующим, а Белорусскую землю — землей без храмов. Но «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126: 1). Лишенная духа и внутренней силы, утопическая идеология марксизма-ленинизма постепенно приобрела инертный характер, и уже при Л.И.Брежневе обнаружились черты разложения коммунистического режима. С приходом к власти М.С.Горбачева проявились реформистские намерения. Общая либерализация, плюрализм и гласность в средствах массовой информации стали неологизмом того времени. Это привело к раскрепощению совести большинства умов общества и раскрытию так называемых «белых пятен» истории Советского Союза. Появились публикации о репрессиях духовенства и мирян Православной Церкви. Благодаря этому, все чаще стал раздаваться голос в защиту религии и призыв к духовному возрождению. В результате в 1986 году начался пересмотр политики советского правительства по отношению к РПЦ, которая виделась островком старой России — уцелевшей в коммунистической пучине. Церковь впервые смогла свободно вздохнуть и вступить на путь свободного духовного развития.

Открытие новых приходов и активизация духовной жизни в конце 1980-х годов потребовали преобразования церковного устроения в Беларуси, которая в представляла собой единую Минско-Белорусскую митрополию. На Архиерейском соборе 1989 года были восстановлены Минская, Брестская, Полоцкая и Могилевская епархии, вошедшие в состав вновь образованного Белорусского Экзархата. Руководить Экзархатом было определено Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету (Вахромееву) с титулом Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

В связи с образованием Экзархата, ничтожно малым количеством духовных школ и критической нехваткой образованного духовенства для новых храмов по всей территории Советского Союза, у РПЦ возникла потребность в открытии семинарии и в Беларуси. Стараниями Патриаршего Экзарха митрополита Филарета, в том же 1989 году началась активная подготовка к открытию семинарии. В феврале 1989 года с Владыкой Филаретом в Жировичи приехал уполномоченный по делам религий при СМ БССР А.И.Жильский; на созванном собрании было достигнуто соглашение о передаче монастырю для нужд семинарии двух этажей примыкающего к Успенскому собору церковного здания, в то время полностью занимаемого сельскохозяйственным техникумом.

Соглашение было исполнено частично. После передачи одного крыла учебного корпуса основные силы и средства были направлены на его ремонт, чтобы успеть завершить его к началу учебного года. Над этим трудились насельники и насельницы монастыря, а также приглашенные специалисты. 23 июля 1989 года Высокий гость — Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока совершил чин освящения помещений Минской духовной семинарии.

В сентябре прошли вступительные экзамены: из 82-х желающих к экзаменам были допущены 65, и 42 абитуриента были приняты в число воспитанников.

Ректором семинарии был назначен наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архимандрит Стефан (Корзун), а инспектором — игумен Гурий (Апалько). Восстановление семинарии пришлось начинать с ноля, так как кроме стен у нее ничего не было. Основную работу выполняли сами студенты под руководством администрации. Быт студентов был не из легких: жить приходилось по 10 человек в комнатах и практически ежедневно исполнять хозяйственные послушания. Тем не менее, учебный процесс в семинарии осуществлялся без существенных срывов, а успеваемость воспитанников была высокой.

Учебный процесс существенно осложнялся отсутствием фундаментальной библиотеки. От прежней ничего не осталось: она была разграблена. Новая библиотека своим основанием обязана митрополиту Филарету, который пожертвовал семинарии около 600 книг, составивших ядро книжного фонда.

В связи с возведением архимандрита Стефана на Пинскую кафедру, ректором был назначен игумен Константин (Горянов) — ныне епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ. С 1990/1991 учебного года для священников, не имеющих систематического богословского образования, было открыто отделение заочного обучения. Весной 1991 года МинДС была переведена на пятилетний срок обучения с предоставлением ей статуса высшего учебного заведения. Это ходатайство было удовлетворено и утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В июне того же года Семинария была награждена Патриаршей грамотой во время посещения Его Святейшеством Жировичской обители. В связи с присвоением семинарии статуса высшего духовного учебного заведения, была частично изменена учебная программа и увеличено число изучаемых предметов: с тех пор на пятом году учебы семинаристы пишут и защищают дипломные работы на соискание степени бакалавра богословия. В 1994 году состоялся первый выпуск возрожденной семинарии.

В 1995 году МинДС вступила во Всемирную православную молодежную организацию СИНДЕСМОС, членом которой является по настоящее время.

20 мая 1996 года Жировичский монастырь и семинарию посетил президент Беларуси А.Г.Лукашенко, при содействии которого семинарии была возвращена вторая половина монастырского и выделены средства на ее ремонт. В 1996 году ректором МинДС был назначен ее инспектор архимандрит Леонид (Филь). За период с 1996 года был произведен капитальный ремонт восточного крыла учебного корпуса, полностью заменена старая система отопления всего здания семинарии. Благодаря благотворительной деятельности некоторых предприятий и фирм, был улучшен интерьер учебного корпуса. При помощи АО «Атлант» капитально отремонтирована и оборудована кухня с тремя столовыми. В настоящее время продолжается ремонт старого братского корпуса, где проживают преподаватели и студенты-заочники во время сессий. Находясь в относительном отдалении от научно-культурных и богословских центров, Минская духовная семинария, тем не менее, стремится не отрываться от традиций русского православного богословия и не снижать богословского образовательного уровня. Для прочтения лекций и учебных курсов, а также для систематического преподавания приглашаются профессора, богословы, историки, философы, филологи, искусствоведы из различных высших богословских духовных заведений и светских вузов. Так, в стенах этого древнего монастыря читали свои лекции профессор Д.В.Поспеловский (Канада), профессор Фессалоникийского университета митрополит Пантелеимон Радопулос, протоиерей Михаил Фортунато, клирик кафедрального собора в Лондоне, протопресвитер Виталий Боровой, доценты Московской духовной академии Виталий Кириллович Антоник, Николай Константинович Гаврюшин, протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Валентин Асмус, преподаватель протоиерей Василий Строганов; из Санкт-Петербургских духовных школ прибывали архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), священник Александр Сорокин, диакон Александр Мусин; из светских вузов — доцент Белгосуниверситета В.А.Теплова, профессор Института русской литературы Санкт-Петербурга А.А.Алексеев, а также, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института священник Олег Давиденков, сотрудник Отдела внешних церковных сношений Г.Н.Скобей и другие. Постоянным духовным учителем, попечителем и профессором является доктор богословия, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Его стараниями налаживаются тесные связи семинарии с зарубежными высшими учебными заведениями и богословскими школами различных конфессий.

Наши студенты и выпускники обучались и обучаются в Фессалоникийском, Афинском, Римском Григорианском, Парижском университетах, в Высшей церковной школе города Бетель (Германия), а также в Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академиях.

При семинарии действует Воскресная школа, преподаванием в которой занимаются студенты. Кроме того, воспитанники нашей школы занимаются еженедельно с детьми и юношеством в средних школах и других учебных заведениях города Слонима.

На базе действовавшего ранее Регентского класса с 1996 года открыта Регентская школа, в которой задействованы известные специалисты в области музыки, в том числе народная артистка России Илларионова и выпускники МинДС.

Выпускники Минской Духовной Семинарии могут продолжить обучение в Духовной Академии, которая в настоящее время располагается по тому же адресу, что и Семинария, а в перспективе будет перенесена в Минск.

 

О Семинарии
 Преподавательская корпорация
 Состав студентов и учебный процесс
 Учебный план
 Общественно-представительская деятельность
 Праздники и памятные даты
 Семинария в лицах
Как поступить в Семинарию
 Правила приема и необходимые документы
 Программа экзамена по библейской истории
 Программа экзамена по катехизису
Ссылки
 Собственный веб-сайт семинарии
 
 

Тематические разделы: Святой Синод | Документы | События | История | Искусства | Школы | Святыни | Богословие | Епархии
Путеводитель: Первая страница | Поиск по сайту | Схема сайта | Контактная информация | Администратор

© 2006 Белорусская Православная Церковь
"Официальный портал Белорусской Православной Церкви". При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
e-mail администратора: churchby@mail.ru

Услуги мобильного Интернета предоставлены компанией Velcom