В Минске на участке между улицей Червякова и Старовиленским трактом находится Братское кладбище, возникшее в 1914 году (вскоре после начала Первой мировой войны) по решению Минской городской управы как место захоронения погибших воинов. На кладбище в основном погребались солдаты и офицеры, умершие от ран в госпиталях и лазаретах, которых в Минске было развернуто до пятнадцати.
Вопросу достойного захоронения воинов придавалось в то время большое значение. Попечительство над тяжелоранеными осуществлял специальный Александровский комитет. Одной из его главных забот было соблюдение правила, чтобы «умирающие воины были хоронены в каждом городе лишь на определенном кладбище и в одном месте». Предполагалось, что «впоследствии такие кладбища могут быть обнесены оградой и будут представлять собой особые братские кладбища… Такие кладбища будут напоминать будущим поколениям о жертвах Великой Европейской войны».
Захоронения на Минском Братском кладбище стали производиться уже с 29 ноября 1914 года. В 1915 году территория кладбища была расширена. На отведенном участке стали погребать и мирных жителей из числа беженцев, умиравших от болезней, голода и холода.
По правилам того времени воины хоронились индивидуально, в отдельных могилах и гробах. Только до 1918 года, т.е. до окончания Первой мировой войны, на кладбище было захоронено более 5 000 человек.
После окончания Первой мировой войны могилы были преданы забвению. Часть территории Братского кладбища была застроена, а на той части, что оставалась свободной, был организован известный многим минчанам Сторожевский рынок. После упразднения рынка территория кладбища получила статус объекта историко-культурного наследия. В Российском государственном военно-историческом архиве находятся списки воинов, захороненных на Минском Братском кладбище. Они составлены с особой тщательностью и содержат полные фамилии, имена и отчества солдат и офицеров, годы и места рождения, данные о вероисповедании, о том, в каком полку те служили и в каких госпиталях или лазаретах скончались. В последнее время трудами белорусских исследователей-энтузиастов удалось выявить часть этих архивных документов, которые включают около двух тысяч имен.
Поистине оправдано создание на месте Братского кладбища особого мемориала в память здесь погребенных, а также всех воинов и мирных жителей, погибших на белорусской земле в годы Первой мировой войны.
Мемориал указывает на историческую уникальность Минского Братского кладбища, на его государственно-патриотическое и духовно-нравственное значение как для жителей нашего столичного города, так и для всего белорусского народа, а также для братских нам народов, чьи сыны не щадили жизни, защищая земное Отечество от нашествия иноплеменников.
Промыслительно и символично, что в столице нашего государства, географически находящейся в центре европейского континента, путем создания мемориала на реально существующем кладбище достойным образом отдается дань памяти воинам и мирным жителям, погибшим в годы Первой мировой войны. Судьба их бесконечно трагична, но столь же бесконечно величественным остается для нас, ныне живущих, их подвиг защиты Отечества — в те годы единого для всех.
Это особенно важно сегодня еще и потому, что мы находимся в преддверии 100-летия со времени начала Первой мировой войны. Эта скорбная дата будет широко отмечаться в европейских государствах — участниках мировой войны 1914–1918 годов. В этой связи возведение и открытие мемориала на Минском Братском кладбище времен Первой мировой войны, несомненно, призвано способствовать укреплению авторитета нашего государства на международном уровне.
Духовной доминантой этого мемориала является небольшая часовня, посвященная памяти воинов и мирных жителей, погибших в Первую мировою войну. Подобная традиция возведения храмов-памятников издавна существует в нашей Церкви и в нашем народе. Так, в соответствии с этой традицией в 60-х годы XIX века в Кобрине на братской могиле воинов, погибших на полях сражений Отечественной войны 1812 года, был сооружен храм святого Александра Невского. Одноименный храм-памятник, посвященный памяти воинов, отдавших свои жизни за свободу болгарского народа в войне 1877–1878 годов, был возведен в конце XIX столетия на Воинском кладбище в Минске. Подобные примеры можно продолжить.
Церковь всегда не только духовно окормляла воинов и благословляла их на ратный подвиг, но и заботилась об упокоении их душ, вознося молитвы о воинах, на поле брани убиенных и от ран скончавшихся. Поэтому по периметру стен будущего храма расположен своеобразный помянник в виде особых мемориальных плит с начертанием имен воинов, нашедших здесь упокоение, с указанием названий воинских частей, в составе которых они воевали, мест и дат их рождения и кончины, с соблюдением орфографических особенностей оригинала.
Сей храм-часовня освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». В Белорусской Православной Церкви до настоящего момента имелся только один храм в честь образа Божией Матери «Знамение» — домовая церковь в Витебской областной больнице.
Эта икона Приснодевы издавна считалась охранительницей «всех городов, предградий и весей» от различного рода нашествий и браней. Так, в XII веке благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы было предотвращено разорение Великого Новгорода вследствие княжеских междоусобиц, в которых принимал участие и Полоцкий князь.
Пред иконой «Знамение» в сугубой молитве преклонял колена святой благоверный великий князь Александр Невский. Этот образ сопровождал его во всех победоносных оборонительных сражениях.
Church.by