Распространение христианства
Распространение христианства на территории Древней Руси, и в частности в западнорусских землях, началось задолго до
ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления - в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного. В земли Белой
Руси, и прежде всего в Полоцкое княжество, вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами,
но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Вслед за Киевом христианство
приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого Владимира), поставленного после Крещения Руси
на княжение в Полоцке в 992 году.
Вместе с Изяславом в Полоцк был послан епископ для укрепления новокрещенных в вере и для организации церковной жизни и
дальнейшего распространения христианства. История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве
проходило мирно и ненасильственно, в русле восточных традиций, восходящих к святым равноапостольным Мефодию и Кириллу,
учителям славянским. В дальнейшем выдающимся продолжателем этой традиции стал восточноевропейский первопечатник полочанин
Георгий-Франциск Скорина, напечатавший Священное Писание, переведенное на древнебелорусский язык, и православные
богослужебные книги.
Именно эта дата - 992 год - и есть начало бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви на БелойРуси.
Как принятие Киевом новой веры из Византии не приковало его политически к этой империи, так и приход христианства из
Киева в Полоцк никогда не содействовал подчинению Полоцкого княжества Киевскому князю. Наоборот, именно с принятием
христианства начался важнейший этап государственного становления Белой Руси.
Основание Полоцкой епархии одновременно с государственным строительством утверждало в этом княжестве его самостоятельность
и постепенно вводило его под именем Белой Руси в семью европейских народов.
В 1005 году епископская кафедра была учреждена в городе Турове. Ее границы простирались далеко на запад, охватывая всю
Западную Беларусь без Виленщины, а также малую часть нынешней Волыни.
Полоцкая и Туровская епархии находились в церковной юрисдикции Киевских митрополитов, которые в свою очередь состояли в
молитвенном общении со Вселенским Константинопольским Патриархатом.
В 1137 году была открыта епископия в Смоленске, выделенная из епископии Переяславльской.
Духовная жизнь в Белой Руси XII века зиждилась на таких столпах веры и великих подвижников Православия, как преподобная
игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина
(+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.),
образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще
при жизни именования "Златослова".
|